ГЛАВА 12. СПЕЦИАЛИСТЫ ПО "ЭФФЕКТАМ ЖИВОГО" Никто не может судить обо всем одновременно. И не
должен. И если выяснится, что голливудские специалисты могли сварганить
подобное в конце сороковых годов, то мы все поаплодируем им. Но этого не будет. Хотя растерявшиеся скептики, не
разбирающиеся ни в патологоанатомии, ни в спецэффектах, твердят: - В фильме мы видим манекен, исполненный на таком высоком
уровне, что патологоанатомы принимают его за биологическое существо.
Посмотрим, как обстоят дела с этой точки зрения.
Действительно, в последние годы создатели специальных эффектов достигли
фантастических высот в изготовлении "живого". Тем более интересна
реакция таких специалистов на фильм. 19 июля 1995 года английский "Четвертый канал",
готовивший видеокассету о вскрытии, пригласил С. Холланда, Дж. Ландберга
и Р. Дикинсона, специалистов по "человечкам" из латекса для телевидения
и кино. Их заключение: "Техника, необходимая для выполнения
такого трюка, появилась только в конце семидесятых годов". Лидером среди создателей спецэффектов в
Великобритании является работающая для киностудии "Пайнвуд" фирма
"Эффекты живого", называемая также "Магазином живых существ". Специалист
фирмы Трей Стоке, принимавший участие в работе с фильмами "Бездна",
"Бэтмэн возвращается" и "Робокоп II", заявил, что все показанное в
фильме сегодня может быть выполнено, и даже еще лучше. Делается гипсовый слепок с ребенка, заполняется
жирной глиной, полученная фигура моделируется по желанию. Это позволяет
сохранить линию мышц реального тела. Руки и ноги изготовляются отдельно.
Кожа из силикона, желатиновой смеси или пористого латекса. Кукла
заполняется внутренностями с бойни, все окрашивается кровью с глицерином
для создания эффекта влажности. Поведение проводивших вскрытие кажется странным
Стоксу: слишком уж осторожно они работают. Не потому ли, что боятся
испортить манекен? И вдруг совершенно неожиданная концовка рассуждений
Стокса: - Доказывает ли это, что фильм - подделка? Скорее, не
доказывает. Хотя в фильме и нет ни одного момента, который не казался бы
подделкой, возможно, что вскрытие подлинное, и все противоречия могут
быть объяснены. (Сколько раз в процессе дискуссии вокруг фильма
обнаруживалось, что люди легко выходят за пределы своей компетенции и
начинают судить о том, что едва себе представляют. Предполагается, что
опытного патологоанатома можно обмануть потрохами с бойни, но это
рассуждения дилетантов, поскольку впечатление о картине вскрытия
создается не по отдельным удавшимся элементам, а по совокупности
показанного. Причем, и мы это увидим далее, непреодолимым препятствием
для специалистов спецэффектов все еще остается не создание некой фигуры,
а, например, медленное скольжение скальпеля по коже с появлением в месте
ее рассечения равномерно увлажненной внутренней ткани.) Существует
видеозапись, сделанная в студии Стэна Уинстона, президента фирмы по
спецэффектам, создавшего "живой" манекен пришельца для фильма
"Пришелец", получившего Оскара за работу в фильме "Парк юрского
периода", считающегося лидером в производстве "живого", не уступающего
живому. Уинстону есть чем гордиться. Но настоящий мастер всегда сознает
пределы своих возможностей и не боится признавать их.
- Вначале я подумал, что это мог быть манекен, -
рассказывает Уинстон перед видеокамерой. - Но когда они начали вскрытие,
начали вскрывать тело, а я знаю, как это трудно для нас, создателей
"эффектов живого", воспроизвести разрез кожи, тогда я сказал сам себе,
что если только это не реальность, я бы гордился, если бы мог сегодня
создать нечто подобное.
Далее видеокамера фиксирует, как Уинстон, собрав
своих ближайших коллег и показав им фильм, спрашивает, что они думают по
этому поводу.
- Посмотрите, как равномерно вытекает кровь, как
равномерно она стекает вниз, какое равномерное увлажнение мы видим
внутри... Ничто из этого не вызывает подозрений, - говорит он.
И мы отмечаем неподдельное удивление его сотрудников,
специалистов по спецэффектам, на которых работает масса также
специалистов по изготовлению необходимых материалов для создания
"живого". Сегодня это - индустрия. И тот факт, что показанный им фильм
относится к 1947 году, когда технических возможностей, появившихся в
последнее время, не существовало, ставит последнюю точку.
- Если вы придете ко мне и скажете, что являетесь
создателем этой иллюзии, заканчивает Стэн Уинстон, глядя в камеру, -
можете немедленно начинать работать у меня. Никто так и не объявился.
(Некоторое время спустя в "Тайм" появилась заметка, в
которой говорилось, что, по словам С. Уинстона, его не так поняли. Но
эта заметка осталась всего лишь пустой заметкой, а эпизод, заснятый в
студии Стэна Уинстона, о котором говорилось выше, просмотрели сотни
миллионов теле- и видеозрителей. Остается лишь гадать, кто и что стоит
за публикацией в "Тайм". Самое время припомнить историю с владельцем
радиостанции У. Уитмором, записавшим 8 июля 1947 года интервью с
Брейзелом. Партнер Уитмора Джордж Робертс рассказал по этому поводу
следующее: - Нас предупредили, что мы имеем сутки на поиски другой
работы, потому что радио у нас больше не будет.
В то время Уитмор и его компаньон поняли, что некто
наверху, посылавший предупреждения, не шутил. Судя по всему, не до шуток
и сейчас. Но есть видеозапись, и просмотревшие ее все поняли правильно:
крупнейший специалист признается, что фильм не является плодом
творческих усилий его коллег.) Фальшивки. Известны три попытки "утереть всем нос",
сделав то же, что мы видим в кино. Первая была скромной и состояла из
фотографий, изображающих доводку до кондиции изготовленной головы. Но
таким образом были еще раз продемонстрированы пределы возможностей тех,
кто решил показать свое мастерство. Кукла - она и есть кукла, забавно
посмотреть, а вот трепанацию черепа на такой штуковине не проведешь. Как выяснилось, голова эта была сделана по заказу
фирмы "Моргана Продакшнз", конкурировавшей с фирмой Р. Сантилли. Со
второй глупой шуткой мир познакомился 29 августа 1995 года, то есть на
следующий день после показа эпизода вскрытия во многих странах. По
франко-немецкому телеканалу АРТЕ прошла прямая передача беседы о фильме
Сантилли и уфологии вообще. Семь человек расплывались в общих фразах,
доказывая свою готовность повторять заученные "ничего нет" и "такого не
может быть" в любое время дня и ночи. В эту дискуссию был вставлен
"сенсационный" эпизод о "катастрофе HЛО в июне 1947 года и изучении тела
гуманоида" в Советском Союзе. Вся эта развесистая клюква была выполнена в стиле
западных фильмов о России, которые могут ввести в заблуждение разве что
жителей островов Тихого океана. Несколько удачнее справились с задачей
специалисты, работавшие по заказу немецкой группы Штерн-ТВ. Но все равно
липа видна за версту. Пластмассовая кукла была покрыта папье-маше,
напудрена, нашпигована потрохами с бойни и разрезана. Этот фильм был
приурочен ко времени встречи уфологов в Дюссельдорфе в конце октября
1995 года. (Есть фальшивки и в сети Интернет.) Время показало, что сегодня никто не в состоянии
повторить то, что мы видим в фильме. Эпизод вскрытия уже принес его
владельцам многие миллионы долларов. И любая мощная киностудия, любая
группа мастеров по спецэффектам собрала бы столько же, если не больше,
за съемку (на такой же пленке 1947 года!) процесса изготовления тела и
процесса вскрытия на уровне, способном ввести в заблуждение
патологоанатомов. Увы, никто не может. Да и стали бы гипотетические умельцы, работающие на
недостигнутом никем уровне, создавать "спецэффект", противоречащий
общепринятому описанию существ, подобранных в розуэллском случае? Разве
устраивающие многих четыре пальца сделать труднее, чем шесть? Или
сложнее слепить тело меньшего роста и тщедушное до ужаса? В мире кино,
как, впрочем, и вообще в мире, все просто: если уж представился случай
использовать знания, уникальный опыт и имеющиеся под рукой необходимые
материалы для того, чтобы честно заработать миллионы долларов и при этом
еще прославиться на всю планету, тот, кто в состоянии сделать это, не
растеряется. Таков элементарный закон рынка при наличии спроса. А спрос
есть. И если подобная работа не выполняется, если никто не хочет сорвать
легко доступный куш, то объяснение тому лежит на поверхности: хотят все,
но никто не может, потому что кишка тонка. По крайней мере, при
сегодняшнем уровне развития индустрии спецэффектов. И уж чтобы
окончательно поставить точку на разговорах вокруг манекена, сделанного
якобы по последнему слову лучших голливудских мастеров, вспомним, как
обстоят дела с датировкой пленки: ведь совершенно очевидно, что если
пленка соответствует стандартам сороковых годов, то и свободная трибуна
любителей проявить свои "глубокие знания" закрывается за ненадобностью,
ибо только в последние лет двадцать научились вырабатывать материалы
(силикон, латекс), совершенствование которых дало возможность в совсем
уж последние годы создавать удивляющие нас сегодня эффекты "живого". |