ОГЛАВЛЕНИЕ <<< ПРЕДЫДУЩАЯ СЛЕДУЮЩАЯ>>>
ГЛАВА 12. СПЕЦИАЛИСТЫ ПО "ЭФФЕКТАМ ЖИВОГО"

Никто не может судить обо всем одновременно. И не должен. И если выяснится, что голливудские специалисты могли сварганить подобное в конце сороковых годов, то мы все поаплодируем им.

Но этого не будет. Хотя растерявшиеся скептики, не разбирающиеся ни в патологоанатомии, ни в спецэффектах, твердят:

- В фильме мы видим манекен, исполненный на таком высоком уровне, что патологоанатомы принимают его за биологическое существо.

Посмотрим, как обстоят дела с этой точки зрения. Действительно, в последние годы создатели специальных эффектов достигли фантастических высот в изготовлении "живого". Тем более интересна реакция таких специалистов на фильм.

19 июля 1995 года английский "Четвертый канал", готовивший видеокассету о вскрытии, пригласил С. Холланда, Дж. Ландберга и Р. Дикинсона, специалистов по "человечкам" из латекса для телевидения и кино.

Их заключение: "Техника, необходимая для выполнения такого трюка, появилась только в конце семидесятых годов".

Лидером среди создателей спецэффектов в Великобритании является работающая для киностудии "Пайнвуд" фирма "Эффекты живого", называемая также "Магазином живых существ". Специалист фирмы Трей Стоке, принимавший участие в работе с фильмами "Бездна", "Бэтмэн возвращается" и "Робокоп II", заявил, что все показанное в фильме сегодня может быть выполнено, и даже еще лучше.

Делается гипсовый слепок с ребенка, заполняется жирной глиной, полученная фигура моделируется по желанию. Это позволяет сохранить линию мышц реального тела. Руки и ноги изготовляются отдельно. Кожа из силикона, желатиновой смеси или пористого латекса. Кукла заполняется внутренностями с бойни, все окрашивается кровью с глицерином для создания эффекта влажности.

Поведение проводивших вскрытие кажется странным Стоксу: слишком уж осторожно они работают. Не потому ли, что боятся испортить манекен? И вдруг совершенно неожиданная концовка рассуждений Стокса: - Доказывает ли это, что фильм - подделка? Скорее, не доказывает. Хотя в фильме и нет ни одного момента, который не казался бы подделкой, возможно, что вскрытие подлинное, и все противоречия могут быть объяснены.

(Сколько раз в процессе дискуссии вокруг фильма обнаруживалось, что люди легко выходят за пределы своей компетенции и начинают судить о том, что едва себе представляют. Предполагается, что опытного патологоанатома можно обмануть потрохами с бойни, но это рассуждения дилетантов, поскольку впечатление о картине вскрытия создается не по отдельным удавшимся элементам, а по совокупности показанного. Причем, и мы это увидим далее, непреодолимым препятствием для специалистов спецэффектов все еще остается не создание некой фигуры, а, например, медленное скольжение скальпеля по коже с появлением в месте ее рассечения равномерно увлажненной внутренней ткани.) Существует видеозапись, сделанная в студии Стэна Уинстона, президента фирмы по спецэффектам, создавшего "живой" манекен пришельца для фильма "Пришелец", получившего Оскара за работу в фильме "Парк юрского периода", считающегося лидером в производстве "живого", не уступающего живому. Уинстону есть чем гордиться. Но настоящий мастер всегда сознает пределы своих возможностей и не боится признавать их.

- Вначале я подумал, что это мог быть манекен, - рассказывает Уинстон перед видеокамерой. - Но когда они начали вскрытие, начали вскрывать тело, а я знаю, как это трудно для нас, создателей "эффектов живого", воспроизвести разрез кожи, тогда я сказал сам себе, что если только это не реальность, я бы гордился, если бы мог сегодня создать нечто подобное.

Далее видеокамера фиксирует, как Уинстон, собрав своих ближайших коллег и показав им фильм, спрашивает, что они думают по этому поводу.

- Посмотрите, как равномерно вытекает кровь, как равномерно она стекает вниз, какое равномерное увлажнение мы видим внутри... Ничто из этого не вызывает подозрений, - говорит он.

И мы отмечаем неподдельное удивление его сотрудников, специалистов по спецэффектам, на которых работает масса также специалистов по изготовлению необходимых материалов для создания "живого". Сегодня это - индустрия. И тот факт, что показанный им фильм относится к 1947 году, когда технических возможностей, появившихся в последнее время, не существовало, ставит последнюю точку.

- Если вы придете ко мне и скажете, что являетесь создателем этой иллюзии, заканчивает Стэн Уинстон, глядя в камеру, - можете немедленно начинать работать у меня. Никто так и не объявился.

(Некоторое время спустя в "Тайм" появилась заметка, в которой говорилось, что, по словам С. Уинстона, его не так поняли. Но эта заметка осталась всего лишь пустой заметкой, а эпизод, заснятый в студии Стэна Уинстона, о котором говорилось выше, просмотрели сотни миллионов теле- и видеозрителей. Остается лишь гадать, кто и что стоит за публикацией в "Тайм". Самое время припомнить историю с владельцем радиостанции У. Уитмором, записавшим 8 июля 1947 года интервью с Брейзелом. Партнер Уитмора Джордж Робертс рассказал по этому поводу следующее:

- Нас предупредили, что мы имеем сутки на поиски другой работы, потому что радио у нас больше не будет.

В то время Уитмор и его компаньон поняли, что некто наверху, посылавший предупреждения, не шутил. Судя по всему, не до шуток и сейчас. Но есть видеозапись, и просмотревшие ее все поняли правильно: крупнейший специалист признается, что фильм не является плодом творческих усилий его коллег.)

Фальшивки. Известны три попытки "утереть всем нос", сделав то же, что мы видим в кино. Первая была скромной и состояла из фотографий, изображающих доводку до кондиции изготовленной головы. Но таким образом были еще раз продемонстрированы пределы возможностей тех, кто решил показать свое мастерство. Кукла - она и есть кукла, забавно посмотреть, а вот трепанацию черепа на такой штуковине не проведешь.

Как выяснилось, голова эта была сделана по заказу фирмы "Моргана Продакшнз", конкурировавшей с фирмой Р. Сантилли. Со второй глупой шуткой мир познакомился 29 августа 1995 года, то есть на следующий день после показа эпизода вскрытия во многих странах. По франко-немецкому телеканалу АРТЕ прошла прямая передача беседы о фильме Сантилли и уфологии вообще. Семь человек расплывались в общих фразах, доказывая свою готовность повторять заученные "ничего нет" и "такого не может быть" в любое время дня и ночи. В эту дискуссию был вставлен "сенсационный" эпизод о "катастрофе HЛО в июне 1947 года и изучении тела гуманоида" в Советском Союзе.

Вся эта развесистая клюква была выполнена в стиле западных фильмов о России, которые могут ввести в заблуждение разве что жителей островов Тихого океана.

Несколько удачнее справились с задачей специалисты, работавшие по заказу немецкой группы Штерн-ТВ. Но все равно липа видна за версту. Пластмассовая кукла была покрыта папье-маше, напудрена, нашпигована потрохами с бойни и разрезана. Этот фильм был приурочен ко времени встречи уфологов в Дюссельдорфе в конце октября 1995 года. (Есть фальшивки и в сети Интернет.)

Время показало, что сегодня никто не в состоянии повторить то, что мы видим в фильме. Эпизод вскрытия уже принес его владельцам многие миллионы долларов. И любая мощная киностудия, любая группа мастеров по спецэффектам собрала бы столько же, если не больше, за съемку (на такой же пленке 1947 года!) процесса изготовления тела и процесса вскрытия на уровне, способном ввести в заблуждение патологоанатомов. Увы, никто не может.

Да и стали бы гипотетические умельцы, работающие на недостигнутом никем уровне, создавать "спецэффект", противоречащий общепринятому описанию существ, подобранных в розуэллском случае? Разве устраивающие многих четыре пальца сделать труднее, чем шесть? Или сложнее слепить тело меньшего роста и тщедушное до ужаса? В мире кино, как, впрочем, и вообще в мире, все просто: если уж представился случай использовать знания, уникальный опыт и имеющиеся под рукой необходимые материалы для того, чтобы честно заработать миллионы долларов и при этом еще прославиться на всю планету, тот, кто в состоянии сделать это, не растеряется. Таков элементарный закон рынка при наличии спроса. А спрос есть. И если подобная работа не выполняется, если никто не хочет сорвать легко доступный куш, то объяснение тому лежит на поверхности: хотят все, но никто не может, потому что кишка тонка. По крайней мере, при сегодняшнем уровне развития индустрии спецэффектов.

И уж чтобы окончательно поставить точку на разговорах вокруг манекена, сделанного якобы по последнему слову лучших голливудских мастеров, вспомним, как обстоят дела с датировкой пленки: ведь совершенно очевидно, что если пленка соответствует стандартам сороковых годов, то и свободная трибуна любителей проявить свои "глубокие знания" закрывается за ненадобностью, ибо только в последние лет двадцать научились вырабатывать материалы (силикон, латекс), совершенствование которых дало возможность в совсем уж последние годы создавать удивляющие нас сегодня эффекты "живого".

ОГЛАВЛЕНИЕ <<< ПРЕДЫДУЩАЯ СЛЕДУЮЩАЯ>>>