6. ДОСТИЖЕНИЕ ВЫСОКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Цель этого раздела - дать творческой личности средства в борьбе с
внутренними и некоторыми внешними обстоятельствами за высокую и
длительную работоспособность.
Основные способы организации жизни пришли к человеку извне -
ритмическая смена активности и отдыха, оптимизация и рационализация
действий, коллективный труд.
До определенного момента требование повышения эффективности жизни
воспринималось как насилие, в частности - как повышение степени
эксплуатации. Вначале человек вел борьбу за свое свободное время,
понимая под этим прежде всего борьбу за отдых. Успехи в этой борьбе
привели к массовому прогрессирующему "обжорству временем" - оргии
немногочисленной античной аристократии сменились спортивными и
шоу-телепередачами с многомиллиардной аудиторией, а также наркоманией
и массовым алкоголизмом.
Только свободная личность может достичь совершенства в
использовании своего свободного времени и времени вообще. Но свобода -
качество необходимое, но не достаточное. Преобладание духовных
потребностей и качественный инструментарий - второе и третье
необходимые условия.
Возможно, первая письменно зафиксированная попытка сделать
управление временем сознательной потребностью человека - это первое
письмо из нравственных писем к Луцилию, написанных Луцием Аннеем
Сенекой в первые десятилетия новой эры. Сенека рекомендует:
- письменный учет всего времени;
- деление времени на хорошо, дурно потраченное и потраченное на
безделье;
- оценивать жизнь по наполненности прожитого времени.
В письме Сенеки есть намек на планирование: "удержишь в руках
сегодняшний день - меньше будешь зависеть от завтрашнего".
Один из приемов управления временем - введение жесткого режима
дня. Иммануил Кант (1724-1804), проживший всю жизнь в Кенигсберге, жил
настолько ритмично, что соседи проверяли часы, когда он выходил на
прогулку. Прожил всю жизнь холостяком. Второй период творчества, более
тридцати лет, посвятил исследованиям познавательных и нравственных
способностей человека.
Творческие личности в своей массе берегли свое время. Трудно
найти продуктивную творческую личность, у которой не было бы жесткого
режима работы. Архимед и Аристотель, Роджер Бэкон и Ньютон, Анри
Пуанкаре и Дюма-отец, Энгельс и Ленин, - все эти люди стремились
построить систему расхода времени, которая гарантировала бы высокую
выработку не за день - за жизнь.
Следующий шаг был сделан Александром Александровичем Любищевым
(1890-1972). Начав в 1916 году вести систему учета времени, он вел ее
до конца жизни. В этом пожизненном эксперименте были проверены
принципы:
- наличие достойной цели жизни;
- документальный учет всего времени;
- деление времени на категории, где критерием выступает достойная
цель жизни и задача совершенствования личности;
- принцип увеличения времени основной категории за счет других
категорий работ;
- равномерность и ритмичность нагрузок: трудные работы с утра,
чередование легкой и тяжелой работы, отказ от срочных поручений;
- управление разнообразием работ. Так, чтение художественной
литературы Любищев относил к основной работе. По мнению Дарвина,
*чтение художественной литературы и хорошая музыка необходимы для
сохранения богатства личности, ее целостности, ее качества*;
- планирование и обратная связь по самоотчетам;
- выход из-под давления внешних обстоятельств, в частности, отказ
от высоких должностей, административной работы;
- принцип бездефицитности сил, т.е. приход к началу следующего
цикла труд-отдых без накопления усталости;
- управление качеством работ, в частности, переход к надцели.
Любищев сам формулировал короче:
1. Я не беру обязательных поручений.
2. Не беру срочных поручений.
3. В случае утомления сейчас же прекращаю работу и отдыхаю.
4. Сплю много, часов десять.
5. Комбинирую утомительные занятия с приятными.
Следующие шаги в деле управления зависят от нас с вами.
Можно выделить два вида работоспособности:
- один - сделать конкретную работу или максимум работы за
минимальное время;
- другой - сделать максимум работы за заданное время - день,
месяц, год...
*Главная* цель применения системы Любищева - добиться максимума
работоспособности второго вида, где срок - вся жизнь. Достижение этой
цели должно идти поэтапно:
Этап 1 - "Разведка".
Этап 2 - "Перегруппировка сил".
Этап 3 - "Наступление".
Каждый этап характеризуется своими целями и тактикой.
Этап 1 - "Разведка"
Вся деятельность делится на две группы: нагрузка и отдых. К
отдыху разумно отнести сон, еду, перемещение, непрофессиональный спорт
- то, что позволяет восстанавливать нервную систему. Деятельность,
которая ведет к утомлению нервной системы, учитывается как нагрузка.
*Не пытайтесь работать больше, чем обычно - это опасно и вредно*.
Ваша задача на Этапе 1 - получить представительный материал для
дальнейшего анализа. Поэтому месяц для учета следует выбирать обычный
- не отпускной, лучше весной или осенью. После накопления данных за
месяц, их нужно проанализировать.
Для того, чтобы проанализировать полученные данные, нужно
составить три списка нагрузок. В первый список, который назовем
"основная работа", войдут те виды деятельности, которые служат поиску
или достижению достойной цели жизни и время на которые хочется
увеличить.
Во второй список, который назовем "навязанная работа", войдут те
виды деятельности, которые навязаны внешними или внутренними
обстоятельствами и время на которые желательно сократить. И, наконец,
в третий список, который можно назвать "нейтральная работа", войдут те
виды деятельности, время на которые желательно оставить без изменений.
Этап 2 - "Перегруппировка"
Наиболее важным на Этапе 2 является уменьшение доли навязанной
работы и увеличение основной работы за счет навязанной. Не стремитесь
увеличивать среднюю суточную нагрузку, а тем более разовую суточную
нагрузку, даже если у вас остались силы. Усталость накапливается
постепенно и может проявиться не сразу. Можно выделить два вида
усталости - кратковременная и долговременная. Кратковременная недолго
накапливается - от минут до нескольких дней, хорошо чувствуется и
требует для ликвидации времени, соизмеримого с временем накопления.
Долговременная усталость может не проявляться месяцами, накапливаться
незаметно, но когда проявляется, то может выглядеть по-разному: как
быстрая утомляемость, внезапная слабость, скачки кровяного давления,
другие неврозы. Для ликвидации долговременного утомления чаще всего
нужны месяцы. Будьте осторожны!
При выполнении любой работы в ней бывает творческая и
нетворческая составляющая. Очевидно, даже если выполняешь основную
работу, то в ней бывает и техническая, монотонная работа - т.е. такая,
время на которую хочется уменьшить.
Этап 3 - "Наступление"
К началу этого этапа нужно иметь уверенность в выборе тех работ,
которые относятся к основным. Упор на этапе 3 делается на планирование
и на выполнение планов. Вероятно, у вас уже были срывы - периоды
восстановления после переутомления. Осторожность позволит вам выйти на
первый потолок - около 1500 рабочих часов в год. На этапе 3 нужно
осваивать передовой инструментарий для ведения рационализации
интеллектуальной работы - ведение справочных и творческих картотек,
обучение машинописи и т.п. Особое внимание следует уделить освоению
передовых технологий переработки информации, таких, как теория решения
изобретательских задач, математика и т.д. Т.е. повышение общей и
профессиональной культуры работы, определение достойной цели жизни
дает возможность определить набор инструментария для ее достижения.
* * *
Многолетний опыт внедрения системы Любищева показывает: только
ритмичная работа дает равномерную и высокую производительность труда.
Основной принцип, который можно назвать принципом бездефицитности,
гласит: к началу очередного рабочего цикла организм должен полностью
восстановиться.
Цикл состоит из двух частей - работы и отдыха. Основной цикл
имеет суточный период. Более длительные сверхсуточные периоды, как
показали исследования с использованием Фурье-преобразования,
навязываются человеку извне. Анализ показал два устойчивых периода -
недельный и годовой. Остальные колебания работоспособности носят
нерегулярный характер и при планировании их можно не учитывать. Более
важны внутрисуточные колебания активности организма, наличие которых
общепризнанно. Анализ литературы и эксперименты показали, что пики и
спады чередуются так:
подъемы: 5 - 6, 11 - 12, 17 - 18, 23 - 24
спады: 2 - 3, 8 - 9, 14 - 15, 20 - 21
Эти подъемы и спады, как правило, можно отследить с помощью
обыкновенного термометра. Но такая ярко выраженная ритмика может
отсутствовать. Ритмику можно сбить, сдвинуть, рассогласовать.
Например, при сдвиге реальные спады могут прийтись на указанные здесь
часы пиков, а реальные подъемы активности - на указанные часы спадов.
Это не нарушает чередования спадов и подъемов и не снижает
работоспособности. Но если попытаться интенсивно работать в часы,
когда организм входит в периоды спада активности, то могут возникнуть
стрессы, неврозы, гипертония и т.п. Тогда подъемы и спады активности
становятся невыраженными, работоспособность обязательно падает.
Рекомендуется: согласовывать работу с пиками активности, а в периоды
спадов во время бодрствования полежать 10-20 минут или даже
вздремнуть. Это позволит быстро пройти период спада - чем глубже
торможение нервной системы при спаде, тем скорее она
восстанавливается.
Возможно, что наилучший режим дня - это распределить суточный сон
более равномерно по суточным спадам. Использование сна во время спадов
позволяет разбить календарные сутки на несколько физиологических и в
сумме сократить время на сон. По мнению некоторых исследователей это
один из секретов феноменальной нервной выносливости детей при усвоении
новой информации.
Интенсивность работы - это один из ключей решения свей проблемы
работоспособности. Корреляционный анализ показал два пика - часто
случались дни с выработкой в 5-6 часов после дней с выработкой 6-5
часов, и часто встречалась выработка в 0-2 часа после дней с низкой
выработкой. Отсюда следовало два вывода:
1. Выработка в 5-6 часов в сутки близка к предельной
бездефицитной.
2. Если дефицит накопился (случай долговременной усталости), его
трудно ликвидировать за одни сутки.