Выполнение различных заданий
одновременно - не эффективно!
Новые
научные исследования показывают
скрытые "издержки" многозадачного
режима, которые заключаются в том,
что современные технологии все
больше и больше искушают людей
делать одновременно несколько
заданий (и все более и более сложных).
Об этом сообщает Американская
Ассоциация Психологов.
Джошуа Рубинштейн - доктор
наук из Федерального Управления
Авиации и Девид Мейер с Джеффри Эванс
- доктора наук из Мичиганского
Университета, опубликовали
результаты своих исследований в
августовском выпуске приложения
журнала "Экспериментальной
Психологии" - "Восприятие и
Деятельность Человека".
Просматривая страницы
Интернета и одновременно работая с
другими компьютерными программами,
сочетание разговора по сотовому
телефону с вождением автомобиля,
пилотированием авиалайнера или
контролем воздушного движения, люди
используют процессы "контроля со
стороны исполнителя" ("executive control").
Данные процессы – мыслительные
процессы высшего ранга, - считаются
связанными с префронтальной корой
головного мозга и другими ключевыми
невральными областями, такими как
теменные области коры. Эти
взаимосвязанные познавательные
процессы устанавливают приоритеты
среди заданий и распределяют
умственные ресурсы. Для каждого
аспекта человеческой деятельности -
восприятие, мышление и действие, люди
имеют определенные умственные
ресурсы, и эффективное их
использование требует управления,
которое осуществляется с помощью
умственного контроля со стороны
исполнителя.
Чтобы лучше понять механизм
осуществления контроля со стороны
исполнителя, ученые исследовали
модели количества потерянного
времени, которое необходимо человеку
при неоднократном переключении
между двумя заданиями с изменяющейся
степенью сложности и
ознакомленности с этими заданиями. В
четырех экспериментах, молодые люди
переключались поочередно от решения
математических задач к
классификации геометрических тел и
обратно. Исследователи измерили
скорость выполнения заданий как
функции того, были ли поочередные
задания знакомыми или незнакомыми, и
были ли правила для исполнения их
простыми или сложными.
Измерения показали, что при
любом типе заданий, человек теряет
время, когда он должен переключиться
от одного задания к другому, и
затраты времени увеличивались со
сложностью заданий. Потеря времени у
испытуемых также была больше, когда
новые задания были относительно
незнакомы. Скорость увеличивалась,
когда они переключались на задания,
которые знали лучше.
Полученные результаты
показывают, что контроль со стороны
исполнителя затрагивает два этапа:
задача переключения ("я хочу делать
это теперь вместо того") и активация
правил ("я выключаю настрой правил
для этого и настраиваюсь на то"). Оба
этапа помогают людям подсознательно
переключиться между заданиями.
Активация самого процесса
настройки забирает существенное
количество времени - несколько
десятых долей секунды, которые
складываются в минуты, когда люди
переключаются назад и вперед
неоднократно между заданиями. Таким
образом, на первый взгляд
многозадачный режим может казаться
более эффективным, но в итоге требует
большее количество времени и дает
большее количество ошибок со стороны
исполнителя.
Согласно авторам
исследования, это проникновение в
механизм контроля со стороны
исполнителя может помочь людям
выбрать стратегию оптимального
выполнения задания, которая увеличит
эффективность работы при
многозадачном режиме. Новые данные
указывают также и на вредность
многозадачного режима работы.
Например, потеря времени при
переключении задач может означать
своего рода - "жизнь или смерть"
для водителя, пользующегося сотовым
телефоном, поскольку за время
переключения его сознания от
разговора к вождению, уходят секунды,
которые бывают решающими при обычном
или экстренном торможении или
повороте руля в нужной ситуации.
Понимание процесса
умственного контроля со стороны
исполнителя может помочь в решении
фундаментальных проблем, связанных с
разработкой новейшего оборудования
для управления транспортными
средствами и летательными
аппаратами, контроля над воздушным
движением и многих других действий, в
которых люди должны контролировать и
манипулировать окружающей средой с
помощью технологически
усовершенствованных устройств.
Результаты исследования могут также
помочь при отборе персонала (данные
индивидуальные особенности в
контроле со стороны исполнителя) и
его обучении, в контроле и
диагностике болезней головного
мозга и т.д. Кроме того, данные этой
научной работы помогут лучше понять
как работает мозг человека и его
сознание.