Kак заштопать "дырку в голове"
Вкратце о тех, кто
проводит подобные тренинги. В центре "Эйдос" (так он называется, и
похожие можно найти во всех крупных городах) работают несколько
человек, которые умеют запоминать несколько десятков чисел,
несвязанных между собою слов, а то и вовсе - процитировать
роман-эпопею. Один из них, к примеру, уже более двух лет вообще не
покупает книги. В книжных магазинах за десять-двадцать минут он
успевает прочитать и зафиксировать в памяти по три-четыре
достаточно объемных издания. Нам пообещали привить основы такого
же мастерства всего за четыре дня.
По глазам присутствующих я поняла, что все, включая меня,
скорее поверят в существование инопланетян или честных политиков,
чем всему вышесказанному. Тогда наш тренер расчертил на доске
квадрат (шесть на шесть клеточек) и произвольно, с нашим участием,
заполнил его двузначными числами. Затем его помощница минуты две
поглазела на это творчество и, отвернувшись от написанного,
воспроизвела нам все как есть. Причем в любом порядке, любой
столбец. Остолбенев от увиденного, неверующие приумолкли.
- А теперь мы проверим ВАШИ способности, - заявил наш тренер. -
Сейчас я продиктую вам десять словосочетаний, каждому из которых
соответствует определенная цифра. А потом вы мне эти цифры
восстановите. Поехали.
Первую половину чисел я перепутала, вторую вообще не вспомнила.
Судя по всему, у остальных дела обстояли не лучше.
- Все дело в том, что правильное запоминание любой нужной
информации позволяет значительно приумножить все наши достоинства.
Ни в школе, ни в институте нас этому не учат, хотя многие педагоги
знают об этой системе, но относятся к ней как врачи к
нетрадиционной медицине и предпочитают ходить по проторенной
дорожке. Все помнят, как вас заставляли учить домашние задания,
почти силком засаживали за книги и приговаривали что-то вроде:
"Ага, учи-учи, знания просто так не даются!"? А после этого мы всю
жизнь считаем, что память у нас неважная, что все обязательно
нужно записать на бумажку - то есть человек сам себя программирует
на неудачу! Различают два вида памяти - образную и логическую.
Первая - это память наших чувств. Она хранит запах свежего хлеба,
вкус шоколада, мягкость пуховой перины и теплоту рукопожатия.
Образная память крайне индивидуальна. Проверьте: сходите большой
компанией в кино, а потом послушайте, что будет рассказывать
каждый из вас. Другой вид памяти - логическая: память на мысли,
выводы, последовательности действий. Оба эти вида памяти крайне
сложно сочетать, но мы с вами научимся это делать. Я научу вас
запоминать не только номера телефонов, но и прайс-листы, мысленно
составлять распорядок дня даже с прилагающимся списком покупок.
Секрет состоит не в исключительной памяти, а в правильном
архивировании информации: сведения укладываются в сознании, будто
на специальные полочки, и в нужный момент извлекаются оттуда почти
без потерь.
Лекарства отдыхают
Трудно поверить, но после первых занятий практически каждый из
нас научился запоминать до тридцати слов. Еще через сутки мы
удвоили свои достижения, причем я тренировалась дома и в офисе. На
третий день мы повторили тот самый "фокус", который нам
демонстрировали вначале: нарисовали квадрат шесть на шесть
клеточек и заполнили его цифрами. Затратив всего полчаса,
абсолютно все восстановили хотя бы тридцать цифр, причем могли
перечислить их в любом порядке.
К финалу тренинга наша аудитория готова была взорваться от
бурного ликования: так вот оно что, кто посмел скрывать это
раньше?! Да мне институт бы мой дался легче раза в три! Для пущей
важности тут же стали устно обмениваться контактными телефонами (я
их все же записывала на всякий случай).
Кстати, у нашего тренера тоже есть записная книжка. Только она
целиком содержится в голове, и ее можно перелистывать, как
настоящий ноутбук. Не буду скрывать - во время занятий мне
начинало казаться, что нас намеренно сводят с ума. Какие-то
нелепые образы, с еще более нелепым поведением. Однако вскоре я
вдруг заметила, что некоторые вещи происходят автоматически. И вот
- я уже легко запоминаю телефоны и мне совсем необязательно
носиться по квартире в поисках шариковой ручки, повторяя по сто
раз эти жалкие шесть цифр, которые нельзя забыть. Я не скажу, что
стала с легкостью откладывать в памяти целые фолианты. Но зато
знаю, что по мере надобности смогу этому научиться самостоятельно.
Как это делается
День первый. "Доктор, у меня это..."
Итак, в чем состоит простейшая методика запоминания. Помните, в
детстве слова "зоопарк" и "мороженое" мгновенно вызывали у нас
бурю восторга, а, например, "каша" или "а ремня?!" - желание
забиться в угол. Причем совсем не обязательно, чтобы все эти
предметы имелись в наличии, ассоциации возникали от одного только
слова. Так же и здесь, получив информацию, мы должны вызвать у
себя соответствующую ассоциацию. Попробуйте представить себе
лимон. Сто процентов - все подумали о желтом и кислом. Затем из
этой ассоциации нужно создать яркий и запоминающийся образ, чтобы
он, например, танцевал и пел песни. Мне вот, к примеру,
вспоминается глупый и вредный принц Лимон из "Чиполлино", причем
он бултыхается в чашке с чаем. Да, собственно, и неважно, что вы
для себя представите, главное теперь это все ЗАФИКСИРОВАТЬ! Чем
необычней картинка, тем легче ее запомнить. Ну, например, не
просто кот, а ОРУЩИЙ кот, которому наступили на хвост. То есть
схема предельно проста.
Любой образ можно крушить-ломать или, наоборот, холить и
лелеять. Вы должны не только видеть картинку, ее нужно слышать и
осязать. Эйнштейна, к примеру, называли ученым интуитивного склада
только потому, что он мыслил образно, а потом подводил под это
логическую базу. И Менделееву его таблица химических элементов
пришла во сне не случайно. Наверняка он долго прокручивал в голове
образы Водорода и какого-нибудь там злобного Бериллия. Другими
словами, требуется развивать логику и воображение плюс уметь
быстро налаживать взаимодействие между кусками информации. Мы тут
же попробовали это сделать: каждому, кто сидел в аудитории,
присвоили произвольное слово, а потом восстановили всю картину.
Справились все. Кроме того, познакомились и даже похихикали, уж
больно весело было представлять одного с конем, другого с банкой.
Находка: выгоните из головы "червячка", который постоянно бубнит:
"Не запомнишь, не запомнишь!"
День второй. "Оратор римский говорил..."
Продолжаем связывать слова, но уже по методу Цицерона.
Оказывается, этот ученый муж гулял по Риму не просто так, а с
определенной целью. Возле дома очередного приятеля Марк Туллий
замирал на некоторое время, продумывая свою очередную блестящую
речь о природе богов или пределах добра и зла. Так появились на
свет его знаменитые филиппики. Мы, конечно, не Цицероны, но тоже
кое-чего можем. Все очень просто, вчера привязывали информацию к
конкретному человеку, сегодня к статичному месту. Например, к
мебели в собственной квартире, к расположению остановок по дороге
на работу и т.п. Для начала вспомните планировку своей обители,
затем, как бы двигаясь по кругу по часовой стрелке, связывайте
новую информацию с конкретным предметом. Например, даны слова:
"кит", "веревка" и "негр". У меня получились такие пары: кит -
входная дверь, веревка - вешалка и негр - туалет. Не вдаваясь в
детали моей буйной фантазии, сообщу лаконично: зашедший ко мне в
гости кит моментально затребовал веревку и повесился на вешалке,
потому как увидел, чего там творит негр в туалете. И так далее...
Информацию можно связывать и просто по цепочке. Помнится, так
действовал сыщик Агаты Кристи Эркюль Пуаро. Если у него в списке
украденных вещей фигурировали абсолютно несовместимые друг с
другом предметы, например, дамская туфелька и телескоп, он всегда
умел связать все воедино и в ходе расследования постоянно носил
это в памяти. То же самое может проделывать любой из нас. В данном
случае нужно создать очень четкую структуру, чтобы из цепочки
запоминаемой информации не выпало ни одно из звеньев. Поэтому
образы должны быть не только яркими, но и тесно связанными между
собой. К примеру, даны следующие слова: "медведь", "снег",
"цветок", "Дед Мороз", "президент", "листок", "телевизор". Ну и
связывайте их примерно таким образом: кудлатый мишка вылез из-под
снега и увидел первый цветок. Казалось бы, откуда подснежники,
когда вокруг бродят пьяные Деды Морозы и президент с фиговым
листком поздравляет всех по телевизору... Это, конечно,
приблизительные образы, но главное - появились эмоции: медвежье
удивление и смешной полуголый Владимир (прошу прощения) Путин. Все
эти образы не нужно проговаривать про себя, их надобно видеть. Из
моря информации мы должны создать красочный видеоряд и
прокручивать его умозрительно.
День третий. "Вспомнить все!"
Учимся запоминать цифры (моя головная боль). Оказывается, и тут
ларчик просто открывался. Элементарно, Ватсон! В очередной раз
включаем образное мышление и выписываем в столбик циферки от нуля
до девяти. Затем внимательно смотрим на каждую - что она из себя
представляет. Лично у меня: 0 - (все, что есть круглое) солнце,
объятия, 1 - кий, тощая тетка с длинным носом, 2 - лебедь, 3 -
чайка, 4 - перевернутый стул, 5 - яблоко, серп, 6 - замок, 7 -
коса, соответственно, смерть, 8 - очки, 9 - головастик. При помощи
этих образов можно запоминать сколько угодно цифр, телефонов и
дат. Главное, опять же тесно сплести все картинки друг с другом.
Оказалось, что есть гораздо более простой способ запоминания
чисел. Берем первую букву каждой цифры и составляем слова. К
примеру, 9 - Д, 4 - Ч и 7, соответственно, - С. Только 1 - К (от
слова "кол"), а 2 - Л (от образа "лебедь"). И вот, получается, что
10 уже не просто "десять", а самый что ни на есть "КоНь" (1 - К, 0
- Н). Сотня превращается уже в "конину" (1 - К, 0 - Н, 0 - Н).
Говоря научным языком, такая система называется "цифро-буквенной
кодировкой", с ее помощью можно запомнить любые сочетания чисел.
Например, возьмем произвольный федеральный номер сотового телефона
(без первых однотипных цифр, которые и так помнят все) -
891-88-89. Получается следующая комбинация: ВДКВВВД. Скажете,
никакого смысла? А вот смотрите: ВоДоКанал Вовремя Включил Воду в
Домах. Ну и кто из нас не сможет теперь на всю жизнь запомнить
этот номер? Вот таким образом мы и откладываем в памяти хоть
исторические даты, хоть телефон на рекламном щите, мимо которого
проезжаем на автобусе. Находка: цифры тоже могут жить своей жизнью
и даже "производить" себе подобных!
День четвертый. "Убегать бесполезно! У мальчика феноменальная
память!"
Ну, с китами и лимонами все понятно, а вот как запоминать
абстрактные понятия, которые невозможно себе представить? Это так
называемые безОбразные слова, каждое из них нужно разбить на
слоги. Ну, например, на что похоже понятие "катаклизм"?
Ассоциация, безусловно, очень простая: коту ставят клизму (ката -
клизм). Если принять во внимание, как животное реагирует на столь
дерзкое попирание его жизненного пространства, - несложно
представить, что реакция будет соответствующая, сродни катаклизму.
По такому же принципу можно запоминать иностранные слова.
Разбиваем их на слоги и по уже описанному мной принципу
фонетической ассоциации запоминаем. Пример: scintillation (блеск)
произносится как "синтилэйшн". Мой сосед по парте очень ярко
представил себе "блестящую фотомодель Синди Кроуфорд (синти),
которая попросила налить ей (лэй) шнапсу (шн)".
И поскольку до гениев нам осталось всего ничего, учимся
запоминать СТРАНИЦЫ текста. Еще три дня назад кто бы поверил, что
я смогу выучить целый параграф из учебника по "Истории России". А
сейчас меня ночью разбуди - все расскажу про интервенцию 1610
года. Делается это вот как: весь текст разбиваем на смысловые
абзацы, каждый из которых - маленькая история. По уже отработанной
технологии выстраиваем "видеоряд" образов, тесно связанных друг с
другом. Регулярно набивая руку, то есть память, за короткое время
можно довести свое мастерство до совершенства. Тогда на весь
процесс будет уходить лишь несколько секунд, в зависимости от
объема текста.
Чтобы информация "не выпадала" из головы, необходимо регулярно
ее проверять. Это как бухгалтерский учет: папочки с
зафиксированными данными нужно иногда пересматривать, удаляя
ненужное. Стирать из памяти отработанный материал и того проще -
мысленно "взорвите" его.
О таких мнемонических способностях привыкли слагать легенды.
Если человек способен хранить в памяти гигантский объем информации
- отказать ему в звании эрудита или гения невозможно. Но главное,
феноменальная память - всего лишь следствие длительных тренировок,
а не аномалий. Поэтому и обладать ею может любой здравомыслящий
человек.
Анастасия Бакурина.
Когда у принца Чарлза появилась проблема,
как ему запомнить имена 100 человек, представленных ему на
официальной встрече, он обратился за советом к самому известному
на Западе тренеру памяти Тони Бузану. И тот обучил наследника
престола особой стратегии. Чтобы фамилии и имена легче
запоминались, их нужно представить визуально.
Персону по имени
Кронцукер, к примеру, можно представить с воображаемой короной на
голове и сахарным носом - после этого его имя не забудется.
Мистера Холла можно представить в огромном холле. Бузан разработал
также символическую систему для счета. Но кроме этого приема,
Чарлзу посоветовали регулярно делать разминку для мозга и...
правильно питаться.
Пища для мозга
Когда мы думаем, чувствуем или вспоминаем, мозг расходует
энергию. А для получения этой энергии нервные клетки сжигают
молекулы сахара. Если мозг регулярно снабжается углеводами,
например, из хлеба, картофеля или макарон, он остается активным -
способность концентрироваться функционирует безупречно. Если же
утром вы садитесь за рабочий стол, выпив лишь чашечку кофе, у
нервных клеток отсутствует горючее, поэтому центр управления
мыслью работает не на полную мощность.
Кроме того, следует много пить - по крайней мере 2,5 литра в
день. Нервные клетки могут превращать сахар в энергию только при
достаточном количестве кислорода, который транспортируется к
клеткам мозга эритроцитами. Если кровь из-за недостатка жидкости
слишком густа, эритроциты не могут пробиться через тончайшие
сосуды, поэтому ткани мозга получают слишком мало кислорода.
А самое главное, надо помнить, что отпуск для мозга вреден!
Если рассудок работает лениво, кратковременная память,
концентрация и интеллект снижаются уже через пять дней. Три недели
безделья на пляже - это яд для серых клеток. Отсутствие тренировок
для мозга так же вредно, как для мышц атлета, который готовит себя
к соревнованиям.
И не бойтесь перенагрузить мозг. Его невозможно переполнить,
даже если он будет перегружен раздражителями из телевизора, радио
и интернета. У нас в мозгу 300 миллиардов клеток - гораздо больше,
чем считалось прежде. И каждая из этих клеток в свою очередь
связана с другими 10 000 соединениями. От этой гигантской мощности
за всю нашу жизнь мы используем ничтожную часть. К сожалению.
Возраст и наследственность - не помеха
Наследственная предрасположенность играет роль для хорошей
памяти. Однако человек с плохими генами памяти может так
натренировать свой мозг, что будет в форме до ста лет. Кстати,
возраст - не помеха для хорошей работы мозга. "Королю лотереи",
немцу Хелду Бойрле, более 60 лет, но он помнит выигрышные числа
всех розыгрышей с 1980-го по 1991-й. Кудеснику памяти Эриху
Ценкеру было 65, когда он мог назвать по именам 500 незнакомых
людей, быстро прошедших перед ним и представившихся.
Исследование показало, что пожилые люди могут учить иностранные
языки так же хорошо, как и молодые. 50-летние в среднем держат в
уме вдвое больше имен, чем 25-летние. В их памяти запечатлено
также вдвое большее количество данных. Они иногда вспоминают все
медленнее, но это можно сравнить с компьютером, который работает
тем медленнее, чем больше программ и данных загружено в него.
Женщины лучше запоминают наглядные вещи, мужчины - абстрактные.
Когда женщина идет по улице, она запоминает то, что видит: витрины
на левой стороне, тополя на правой, киоск на перекрестке. Мужчина
запоминает все в общих чертах: сначала шел прямо, через 300 метров
повернул налево, через 100 метров направо. Этому есть объяснение
из эволюционной теории: раньше мужчины пропадали на охоте до 14
дней, они удалялись от дома на большие расстояния. Абстрактная
схема в голове помогала им вернуться.
Способность к запоминанию у женщин выраженнее - это показали
сравнительные тесты интеллекта. И женщины способны лучше понять
комплексное взаимодействие и найти всеобъемлющее решение. Это
связано с мозолистым телом мозга - скоплением проводящих нервных
путей в мозговом центре, которые объединяют друг с другом правую и
левую, творческую и логическую половины мозга. Мозолистое тело у
женщин толще и содержит больше волокон.
Как повысить свой IQ
Ученые протестировали интеллект людей, которые ежедневно от 10
до 30 минут занимались тренировкой мозга. Уже через две недели их
IQ возрос примерно на 15 пунктов! По-научному эта тренировка
называется "ментальным активизирующим тренингом". При этом
пытаются в течение 10-20 минут целенаправленно стимулировать
рабочую, то есть кратковременную память, при помощи которой
воспринимаются и осознаются краски, запахи, слова. Этот накопитель
быстро заполняется, и у нас есть ограниченное время (от 5 до 6
секунд), чтобы удержать там информацию. При помощи специальной
тренировки мозга можно заставить его образовывать больше нервных
соединений: рабочий накопитель расширяется и дает больше места для
информации.
Из последовательности 35 827 691 нетренированный человек может
отложить в кратковременную память только первые четыре-пять цифр,
тренированный запоминает все восемь. Тот, кто принимает больше
информации и лучше ее обрабатывает, имеет явное преимущество: он
быстрее думает, лучше организует себя, более гибок в буднях и
больше знает. Исследования показали, что люди, тренирующие свою
кратковременную память, становятся умнее.
Упражнения, усиливающие память
Люди с плохой памятью могут запомнить около миллиона слов,
чисел, символов или картинок. Люди с очень хорошей памятью - до
десяти миллионов. Мы удерживаем в голове примерно 250 000 слов
родного языка. О персидском полководце Ксерксе рассказывают, что
он помнил имена 10 000 своих солдат. Это выдающееся достижение, и
его, пожалуй, не превзойти.
Но есть целая палитра словарных, числовых или изобразительных
упражнений, усиливающих память. Самое распространенное -
образование слов из букв одного длинного слова. Чтобы лучше
запоминать, мы рекомендуем ходить, заниматься вязанием и даже
жевать резинку, потому что во время движения мозг работает лучше,
он бодрее и внимательнее. Если мы неподвижно сидим, например, на
лекции, то часто отключаемся, и уже через пару минут нас клонит в
сон. Как показали исследования, школьники воспринимают только 20
процентов от того, что говорит учитель. В университетах дела
обстоят не лучше.
Исследования в университетах Мюнхена и Эрлангена показали, что
концентрация и производительность повышаются на 20 процентов, если
слушатели жуют жевательную резинку или делают движения руками и
ногами. Поэтому вязание на устной лекции полезно - особенно если
узор не сложен. При этом в конце семестра у студентки будут лучшие
отметки и новый свитер.
Так можно запомнить любое число
Фокус кудесников мозга
Вы хотите удержать телефонные номера в голове, а не в записной
книжке? Этому можно научиться. Вместо чисел используйте символы -
они запоминаются легче. Позвольте появиться в вашем воображении
картине, для которой придумайте историю. Например, вы хотите
запомнить номер телефона 43-11-910. История: вы сидите на пляже на
стуле (4), рядом растет кактус (3), на берегу стоит маяк (11).
Матрос проходит мимо с трубкой (9) в зубах, за ним идет барабанщик
(10)...
1 - свеча, 2 - лебедь, 3 - кактус, 4 - стул, 5 - рука, 6 -
слон, 7 - знамя, 8 - песочные часы, 9 - трубка, 10 - барабанщик,
11 - маяк, 12 - часы...
Сергей Плотников.