Выйдут ли муравьи в космос?
Редкие фотографии
пилотов НЛО, изучение их останков,
знакомство со строением их тела
позволяют прийти к парадоксальному
выводу: примерно одна четвертая
часть инопланетян, посещающих нашу
планету, только внешне похожа на
людей. В их же внутреннем строении и
функционировании их органов
поражают явные черты сходства с
насекомыми. Внутри - ничего
человеческого. Жесткие сухие
ткани тел соответствуют чешуйкам
насекомых. Нет и намека на пол. Такова
одна из рас разумных обитателей
Вселенной, а возможно, их биороботов,
исследующих Землю.
По сообщениям прессы, в
1989 году были взяты в плен два живых
гуманоида этого же вида в ЮАР в
районе базы Валгалла. Название это
совпадает с известным объектом
древнескандинавской мифологии - так
назывался огромный замок, где
верховный бог Один пировал с павшими
в битвах храбрыми воинами. У
гуманоидов когти вместо ногтей,
типичные повадки насекомых и такие
же оборонительные реакции. Все это
заставляет гораздо пристальнее, чем
делалось до сих пор, вглядеться в
облик и образ жизни земных насекомых,
проявляющих удивительную
стабильность на протяжении десятков
миллионов лет в отличие от человека и
его цивилизации. Ни в прошлом, ни в
настоящем на самом коротком отрезке
времени цивилизация наша не могла и
не может справиться со множеством
кризисов и не раз оказывалась на
грани катастрофы всего лишь на
протяжении ста лет.
Интерес к НЛО и
внеземным цивилизациям можно понять.
Вместе с тем рядом с нами уже сотни
миллионов лет существуют эти искомые
иные цивилизации, сложность и
загадочность которых мы только
сейчас начинаем осознавать. Речь
идет о мире коллективных существ -
например пчел, термитов, муравьев.
Одним из самых замечательных
достижений натуралистов последних
десятилетий следует признать
открытие языка танца пчел. С его
помощью пчелы-разведчицы сообщают
своим соплеменницам полную
информацию об обнаруженных ими
запасах нектара, указывая точное
расстояние, направление и требуемое
количество сборщиц.
Очень своеобразно
проявляется функциональная
специализация. Пока в пчелиной семье
есть матка, яичники рабочих пчел
совсем не развиты: стоит матке
исчезнуть - яичники увеличиваются в
размере и развиваются настолько, что
начинают продуцировать яйца. Форма
сот как бы спроектирована. Шестигранник является сосудом, в
котором при наименьшей затрате
материала достигается практически
наибольшая вместимость. Кто
подсказал это пчелам? Пчелы
формируют плотную гирлянду,
температура в которой достигает 34
градусов. В этом биологическом горне
воск расплавляется и превращается в
правильную геометрическую
конструкцию, причем каждая рабочая
пчела точно знает, куда ей положить
свой кусочек воска. Существует у пчел
и феномен памяти. Установлено, что
пчелы из двух стоящих рядом ульев
собирают совершенно различную
пыльцу, причем каждый улей из года в
год сохраняет верность одним и тем же
видам растений. Так, улей, собиравший
пыльцу с ивы в этом году, останется ей
верен и в следующем. Это совершенно
необъяснимо, так как нельзя забывать,
что жизнь рабочих пчел коротка - не
больше одного летнего месяца; те
пчелы, которые видели цветение лип в
этом году, полностью исчезнут к
следующему лету. Единственное
долгоживущее существо в улье - матка -
после своего брачного полета больше
не выходит из улья и даже не кормится
непосредственно ни пыльцой, ни
нектаром: ее питают кормилицы
выделениями своих кормовых желез.
Глядя на рисунки гнезд
африканских термитов, трудно
поверить, что это не дело рук
высокоразвитой цивилизации. Шары,
кувшиноподобные и колоколообразные
купола, стенки которых образованы
рядами восходящих по спирали колонок,
сложная система галерей,
скрещивающихся или переходящих одна
в другую. И все безупречно правильно,
словно выточено. Каким образом
крошечные букашки, слепые, не имея
чертежа и не способные взглянуть со
стороны, могут возводить свои
огромные постройки - эти пирамиды и
соборы Св. Петра термитов?
Южноафриканский биолог Эжен Морайс
провел много времени, наблюдая, как
термиты заделывают бреши,
проделанные в их постройках. Они
устремляются к отверстию со всех
сторон и начинают работать, в
точности восстанавливая сложную
форму своего жилища, как будто следуя
точному плану. Морайс проделал
простой, но эффектный эксперимент. Он
разрушил вершину термитника и
вставил в брешь тонкую металлическую
пластину, исключавшую возможность
какой-либо коммуникации между
строителями с двух сторон. Несмотря
на это, термиты построили две
половинки с каждой стороны от
пластины. Когда последнюю убрали,
половинки термитника идеально
подошли друг к другу. Постройки
термитов образуют целые поселки. Это
соизмеримо с размерами Аркаима,
легендарного города людей эпохи
бронзы.
Бродя по лесу, с
интересом останавливаешься у
муравейника и разглядываешь его
идеальную форму со свободным от
всякого мусора куполом, муравьиные
дороги и самих маленьких трудяг,
упорно двигающихся к своей цели,
несмотря на все препятствия.
Муравей - символ
трудолюбия почти у всех народов, само
слово "муравейник" давно стало
символом кипучей, хотя и не слишком
целенаправленной деятельности.
Однако не всем известно, что
поведение муравьев подчиняется
очень сложным законам. Внешне это не
проявляется. Целый придворный штат
занят обслуживанием и кормлением
королевы. Все входы-выходы из
муравейника сторожат солдаты,
снабженные страшными челюстями, есть
своя иерархия и среди рабочих. Вместе
с тем в муравьиных сообществах
наблюдаются войны, грабежи,
предательство и пьянство. Муравьи
выращивают в подземных теплицах
грибы и тлей, которыми питается
муравьиная "аристократия". В
тропических лесах нет ничего
страшнее пожара и колонны рыжих
муравьев, пожирающих все на своем
пути. От них спасаются бегством и
леопард, и питон. Нередко отдельные
муравьиные гнезда объединяются в
колонии, соединенные дорогами и
сообща осваивающие территорию.
Муравьи, совершенно нетерпимые к
чужакам, с радушием принимают любого
муравья из своей колонии. Как они
чувствуют разницу?
Простейшие организмы
тоже заставляют нас задуматься о
многом. Еще более удивительный
пример коллективной организации
иногда дают колонии простейших,
столь гармонично соединенных в одно
целое, что их порой трудно отличить
от индивидуального существа. Вершины
в этом достигли сифонофоры, колонии
которых формируют целый ряд "индивидуумов",
живущих в открытом океане и
обладающих достаточно сложным
поведением, причем каждая отдельная
особь в этой колонии
специализируется, выполняет свои
функции. Один из видов сифонофор
дает образец организации. В верхней
части колонии - организм,
превратившийся в наполненный газом
пузырек. Ниже - ряд организмов,
преобразовавшихся в водометы,
выпускающие струю воды для движения
всей колонии. Путем согласованного
изменения направления и величины
выпускного отверстия они меняют
направление движения, что позволяет
колонии передвигаться в любых
плоскостях. Ниже по стеблю
расположены "фуражиры" колонии. Они
выпускают длинные стебли, которыми
захватывают добычу, переваривают ее
и обеспечивают питательными
веществами всех остальных
сотоварищей. Маленькие
чешуйчатоподобные существа плотно
облегают стебель и предохраняют его
от физических повреждений. И, наконец,
существуют "сексуальные" организмы,
которые продуцируют гаметы, дающие
начало новым колониям.
Такие
специализированные сообщества
индивидуумов в колонии выступают уже
как органы в организме, и некоторые
из них даже соединены вместе единой
нервной системой. Подобные формы
жизни могут рассматриваться и как
колонии, и как организмы, хотя
образованы они вполне
индивидуальными существами. Можно предполагать, что подобные
формы свойственны и космосу.
Сегодня наукой
накоплено огромное количество
наблюдений, заставляющих признать
невозможным объяснение
биологической действительности в
терминах "инстинкт", "программа
поведения", "запись информации на
генетическом уровне" и т. д. В
многочисленной литературе по
этиологии - науке о поведении
животных - приводится обширный
материал, однозначно подводящий к
суждению: жизнь целого ряда "коллективных"
существ свидетельствует о наличии
феномена, который биологи определили
понятием "надорганизменный разум".
Иными словами, можно говорить о
наличии Коллективного Сознания,
управляющего жизнью популяции. Любой
индивидуальный член оказывается как
бы ячейкой единого организма,
лишенной "свободы воли и поведения"
и выполняющей лишь общественно
полезные задачи. Коллективное
Сознание проявляется наиболее явно
на примере муравьев, пчел, термитов
или саранчи, но оно прослеживается и
в поведении более сложно
организованных животных, особенно
общественных и стадных. На птичьем
дворе, в стаде обезьян, котиков или
антилоп существуют строгая
социальная иерархия и взаимопомощь.
Особенно наглядно проявляется это
взаимодействие у перелетных стай,
демонстрирующих удивительную
организованность и слаженность.
Однако Коллективное Сознание и у
животных не всегда оказывается
разумным: так, подчиняясь неведомым
нам сигналам, целые группы китов или
дельфинов выбрасываются на берег
навстречу своей гибели, и все попытки
вернуть их обратно в море
оказываются безрезультатными.
Почему это происходит - остается
тайной.
Новым элементом,
возникающим по мере усложнения
собственной биологической
организации, является появление у
животных элементов Индивидуального
Сознания. Считается, что человеку
присущи как высокоразвитое
Индивидуальное Сознание, так и
сложноорганизованное Коллективное
Сознание, хотя по масштабам неурядиц,
кризисов, разрушений и войн он
занимает, по-видимому, первое место
на планете.
Приведенные выше
примеры и рассуждения позволяют
сделать важные выводы. Так, мы
можем говорить о нескольких
бифуркационных, или скачкообразных,
этапах эволюции ноосферы:
- этап отделения биологической жизни
от косной природы и эволюционного
усложнения форм этой жизни;
- этап формирования биологических
структур, характеризуемых
Коллективным Сознанием при
отсутствии Индивидуального Сознания;
- этап эволюционного усложнения
биологических структур,
характеризующийся утратой
значимости Коллективного Сознания и
развитием и усложнением элементов
Индивидуального Сознания;
- появление биологического вида,
обладающего как сильно развитым
Индивидуальным Сознанием, так и
Коллективным Сознанием. На любом
этапе эволюции возникали виды,
находящиеся в равновесии с
окружающей средой и более или менее
гибко реагирующие на ее изменения. В
одних случаях это обеспечивало
стабильность и даже процветание вида
в течение сотен миллионов лет (термиты,
муравьи), в других - это равновесие
оказывалось очень неустойчивым (большинство
сумчатых Австралии, исчезнувших
после прихода европейцев). Термин "разумное
животное" применительно к
большинству человечества
оказывается неправомочным. На
первый взгляд поведение рабочего на
конвейере ничем не отличается от
поведения муравья. Но для рабочего
конвейера - это лишь одна из его
многочисленных функций: он
одновременно может быть заботливым
отцом семейства, рыболовом,
коллекционером, читателем романов,
зрителем, членом политических партий.
В каких-то ипостасях сильнее
проявляется Индивидуальное Сознание,
в других он находится под влиянием
Коллективного Сознания.
Примечательно, что
жесткая коллективная структура,
удивительно устойчивая для муравьев
и обеспечившая их выживание в
течение сотен миллионов лет при всех
изменениях окружающей среды,
оказалась совершенно неустойчивой
для человеческого общества - будучи
даже насильственно установленной и
оберегаемой, она самопроизвольно
распадается в исторически
мгновенный срок. Очевидно, что при
подавлении Индивидуального Сознания
во имя Коллективного в человеческом
обществе оказываются нарушенными
фундаментальные законы жизни
ноосферы, законы устойчивости
сложноорганизованной системы.
Модели строения общества идеально
подходят для простейших и насекомых,
однако их интерпретации для более
сложно организованных существ
нередко оказываются
нежизнеспособными.
Все вышесказанное
заставляет изменить представления о
структуре сознания человека: многое
из того, что мы называли под-Сознанием,
оказывается над-Сознанием. И
заставляет иначе взглянуть на само
определение понятия "сознание".
Попытки построить
строгое, не интуитивное, определение
сознания корнями уходит в далекое
прошлое Человечества. Все эти
попытки неизбежно основаны на
априорном разделении всей природы на
сознательную и бессознательную:
определение должно лишь формально
провести эту границу, именно там, где
ожидается. Определения, основанные
на таком разделении, субъективны и,
более того, пристрастны - чаще всего в
пользу гомо сапиенс. При таком
подходе избежать логической
тавтологии не удается принципиально.
(Между тем иные визиты НЛО ставят нас
в тупик: кто они, эти
насекомоподобные пилоты?) Более того,
заложенный в основу экспериментов,
такой подход к определению сознания
приводит к некорректным результатам.
Так, экспериментатор удаляет раструб
со входа в гнездо осы - и она
достраивает новый. Далее он
проделывает дыру в изгибе трубы до
раструба, и оса строит и трубу, и
раструб. "Ага! - говорит
экспериментатор. - Вот видите: оса не
обладает разумом!" Но если человеку
раз за разом в качестве эксперимента
инопланетяне будут проделывать
дырку в штанах, то сначала он ее будет
латать, потом купит новые штаны, но в
конце концов выкинет их в окно,
ругаясь и стуча ногами. "Ага! - скажет
инопланетянин. - Вот видите: человек
не обладает разумом!"
Причина здесь в том, что
мы априори предполагаем, какое
поведение разумное, а какое нет.
Ставя эксперименты не над муравьями
и осами, а над работающим на
конвейере человеком, можно получить
не менее веские доказательства, что
он не более чем биоавтомат. Но если мы
легко соглашаемся, что невозможно
изучать сознание и эмоциональный мир
человека. исследуя его поведение
через реакцию на сбои работы
конвейера, то почему в этом отказано
муравьям, пчелам, термитам и т.д.?
Очевидно, что даже
просто переход к микро- или макромиру
сопровождается изменением
представления о том, что такое
сознание, поскольку трудно говорить
о каком-либо ожидаемом поведении.
Наблюдаемое с высоты птичьего полета
в ускоренном показе поведение людей
на улицах большого города до
странности напоминает муравейник
или улей.
Приведенные рассуждения
неизбежно приводят нас к выводу: все
определения понятия "сознание"
следует рассматривать не как попытки
конструктивно определить эту
философскую категорию, но
договориться о том смысле, который
вкладывается в это понятие. Можно
понимать это как координацию
интуитивных представлений, своего
рода "сверку часов".
Мы используем в своих
исследованиях следующее определение:
сознание есть способность объектов
живой природы через чувственное
восприятие формировать абстрактные
представления об окружающем
материальном мире, пригодные к
использованию в целенаправленной
деятельности. На примере
субцивилизаций, подобных мирам
простейших и насекомых, Природа еще
раз доказывает свою неизмеримую
сложность, свою постоянную
непостижимость. Границы наших знаний
все время отодвигаются, превращая
процесс познания в непрекращаемую
гонку за горизонтом. Но если
провести линию развития объективно,
а отнюдь не с точки зрения только
гомо сапиенс, мы должны допустить
возможность новых поворотов
эволюции. В самом деле, если
коллективы существ, казалось бы, не
наделенных высоким интеллектом,
освоили поверхность планеты и даже
подземные горизонты, а также
воздушную и водную среду, то их
развитие может пойти и дальше.
Вряд ли существуют
принципиальные ограничения на выход
таких существ в космос в отдаленном
будущем. На это наводят размышления
об инопланетянах, напоминающих
земных насекомых, включая такие
небезынтересные детали, как реакции
на внешнюю обстановку, строение глаз
и дыхательных органов и многое
другое.
Закономерен вопрос,
вынесенный в заголовок этой статьи:
выйдут ли муравьи в космос?
Многое даже в поведении
муравьев остается загадкой (например
их миграции). Возможны ли в принципе
их космические миграции, неизвестно.
Константин Коротков,
Александр Кузнецов.